Одноклассники   вконтакте Дружите с нами: 
Недвижимость и цены № 36 от 05.09.2016 г.

Public art: музей под окнами

В Москве растет популярность public art. Необычные объекты, скульптуры и инсталляции появляются не только в парках и на улицах города, но и на территории жилых комплексов. Современное искусство становится ближе к народу

Термин public art, или «искусство в общественных местах» впервые появился в США в середине 30-х годов прошлого века. Тогда власти страны выделили средства для создания работ, призванных украсить правительственные здания и учреждения. Из галерей и музеев искусство вышло на улицы и площади городов, и с этого момента началось распространение public art по всему миру. Очень быстро новая парадигма стала модной в Европе — в Великобритании, Франции, Австрии, Нидерландах, Канаде и Швеции. В некоторых странах даже действует закон, по которому при строительстве новой общественной постройки 1% бюджета должен быть выделен на создание художественных композиций.

В отличие от США и европейских стран, в России развитию public art пока мешают бюрократические препоны. «Для установки объекта в городском парке или на площади необходимо получить множество разрешительных документов в разных ведомствах, — отмечает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». Например, чтобы раскрасить фасад дома, придется заручиться одобрением Департамента культуры, управы района, Департамента по имуществу и ГИБДД. Если проект сложный, то количество инстанций может быть еще больше. Даже для размещения скульптуры во дворе потребуется согласие всех жильцов близлежащих домов. Определенные ограничительные меры, безусловно, нужны. Иначе город могут стихийно заполонить сомнительные экспонаты, не имеющие художественной ценности. Но, вместе с тем, внедрение объектов современного искусства в общественные пространства в нашей стране происходит медленнее, чем могло бы быть.

Только в последние несколько лет процесс сдвинулся с мертвой точки. Например, летом 2015 г. на территории ВДНХ появилось сразу 15 арт-объектов. В этом году на территории бывшего завода «Серп и молот» был открыт Арт-парк «Символ», где экспонируются 13 скульптурных композиций и инсталляций. Композиция «Ускоритель обещаний» — в Гончаровском парке. Скульптура «Двуликий Янус» — на Остоженке.

В российских жилых новостройках public art появился не так давно. Эксперименты девелоперов, в основном, ограничивались использованием стрит-арта — украшением поверхностей домов и технических построек яркими изображениями. Например, фасадные картины в ЖК «Литератор» и «Английский квартал» преобразили ветхие постройки, не подлежащие сносу. В ЖК «Западная Долина» и «Ново-Молоково» разрисованы технические подстанции, в «Западном Кунцево» — водозаборный узел. В ЖК «Город набережных» и «Опалиха О2» в качестве «холста» были использованы мусорные контейнеры. А недавно на фасадах инфраструктурных объектов «Города набережных» поселился настоящий заповедник — на стены нанесли анималистические граффити по эскизам знаменитого норвежского художника Andreas Lie. На административном здании в строящемся ЖК «Кварталы 21/19», будет нарисована огромная картина под названием «Соседи». Она станет самым большим в России объектом стрит-арта — общая площадь изображения составит 2 100 кв. м.

Совсем скоро в столице появятся также реализованные примеры интеграции масштабных объектов public art в пространства жилых комплексов. Одним из первопроходцев в этом направлении стала компания MR Group. «Мы строим комплексные проекты, которые требуют индивидуальных концепций благоустройства, — говорит Евгения Старкова, директор по маркетингу и связям с общественностью MR Group. — Это не заменит покупателю выгодного месторасположения или качественных характеристик, но подчеркнет статусность проекта, позволит сделать его уникальным, выделить среди равных по уровню. Мы не используем агрессивные, провокационные темы — ведь такие решения долговечны и жителям должно быть комфортно на территории. Также мы не ориентируемся на сиюминутные тренды, поскольку мода изменчива, а классика актуальна всегда. Кроме того, целевая аудитория проектов разная по возрасту и интересам, поэтому важно, чтобы концепция была близка и понятна большинству».

В настоящее время девелопер строит несколько жилых комплексов, в которых запланированы общественные зоны в виде открытых выставочных территорий со скульптурами и арт-объектами. Например, оригинальную концепцию разработали для ЖК «Пресня Сити» в Buromoscow. «При подъезде к комплексу будет установлена инсталляция «Красные кони», — рассказывают архитекторы Buromoscow. — Расположенные по радиусу ряды летящих лошадей — это и образ детской карусели, и отсылка к русскому авангарду, памятником которого является здание Хлебозавода им. Зотова. На площади перед комплексом будут установлены две шестиметровые светящиеся фигуры животных, создавая неожиданный контекст. Жираф и олень — гости из другого, воображаемого мира среди обыденной жизни. Это намек на расположенный рядом Московский зоопарк».

В комплексе «Савеловский Сити» мотивы благоустройства гармонично поддерживают и развивают общую концепцию комплекса: звучащая джазовая музыка во входных группах, названия корпусов в честь великих джазменов. Бюро Т+Т предложило усилить тему, установив арт-объекты в виде музыкальных инструментов и фигур музыкантов. Единая стилистика понятна и близка покупателям недвижимости в комплексе.

В ЖК «Царская площадь» арт-объекты в окружении фонтанов появятся на пешеходной галерее, которая станет композиционным центром комплекса. Эти объекты выполняют не только эстетическую, но и образовательную функцию. Тематика ЖК тесно связана с жизнью царской семьи, и выставочные пространства, которые будут организованы на территории, помогут жителям и гостям погрузиться в историю династии Романовых.

«Public art делает городское пространство уникальным. Эти объекты становятся частью мегаполиса: они вызывают эмоции, формируют отношения человека со средой», — считают архитекторы Buromoscow.

На набережной городского квартала «Ривер Парк», обустройство которой этим летом начала компания «Речников Инвест», появится арт-объект «Сад матрешек» — кинетическая скульптура, двигающаяся под воздействием ветра и света.

Уличное искусство будут использовано и в ЖК «ЗИЛАРТ», строительство которого ведет «Группа ЛСР». На пешеходном бульваре откроется музейный центр «Эрмитаж — Москва» и художественные галереи, здесь установят многочисленные объекты public art. Врез Сегодня фонд уличных объектов искусства и архитектуры во всем мире насчитывает тысячи экспонатов. Их часто отличает причудливая форма и использование необычных материалов, поэтому лучшие современные образы public art вызывают у зрителей удивление и восторг. Со временем некоторые оригинальные композиции становятся настоящими достопримечательностями, известными далеко за пределами родных городов. Например, скульптура Cloud Gate («Облачные врата»), установленная в Миллениум-парке в Чикаго, по количеству туристических фотографий может сравниться со статуей Свободы. Композиция из красных букв Love дала название целому парку в Филадельфии, и стала одним из самых ярких и известных символов public art. А знаменитые гигантские резиновые утки, созданные голландским скульптором Флорентином Хофманом, совершили путешествие по девяти странам, доказав, что для современного искусства нет границ. Площадками для объектов public art во многих странах становятся не только городские общественные пространства, но и дворы домов. Например, в жилом комплексе во французском Лионе размещена отлитая из металла модель зданий, стоявших на этом месте с 1949 по 2004 гг. Скульптура в масштабе 1/20 с названием «Так идет жизнь» появилась в сердце нового комплекса и стала неотъемлемой частью его истории.

Мнение

«В последние годы на российском рынке недвижимости наблюдается отчетливая тенденция: на смену однотипным домам приходят индивидуальные новостройки, — резюмирует Мария Литинецкая. — Девелоперы экспериментируют с архитектурными решениями, оформлением фасадов, входных групп, насыщают необычными элементами придомовую территорию. Использование всевозможных «фишек», в том числе public art, — это один из лучших способов привлечь внимание к проекту. На фоне необычных объектов делают селфи, фотографии выкладывают в социальных сетях, о них могут рассказывать друзьям и знакомым. Интерес, который вызывают появляющиеся на улицах Москвы художественные композиции, свидетельствует о готовности общества к такой форме взаимодействия с современным искусством. Молодые люди более открыты ко всему новому, экспериментам и провокациям. Поэтому в условиях высокой конкуренции на рынке недвижимости новый инструмент может стать весьма эффективным, количество проектов с арт-объектами будет только расти». Мария Литинецкая управляющий партнер компании «Метриум Групп»

Теги: эксклюзив Инфраструктура Благоустройство   06.10.2016
Обсудить на форуме

Отмена