Одноклассники   вконтакте Дружите с нами: 
Недвижимость и цены № 36 от 05.09.2016 г.

Кризис совершенствует рынок недвижимости

В Московской ассоциации инвесторов считают, что сегодня в столице сложилась уникальная ситуация. Никогда еще рынок недвижимости не был представлен таким многообразием предлагаемой жилой недвижимости. Никогда она не была еще так доступна по цене.

В Ассоциации считают, что в силу проседания стоимости квадратного метра Москве удалось даже оттянуть на себя спрос Подмосковья, которое долгое время в силу ценовой доступности сохраняло лидерство. И, наконец, никогда еще качество и разнообразие предлагаемых объектов не достигало такого высокого уровня. Речь об этом шла на панельной дискуссии «Девелоперские проекты жилой недвижимости: что делает их востребованными сегодня» в рамках юбилейного Международного инвестиционного форума по недвижимости PRO Estate, которую провела руководитель ассоциации Любовь Цветкова.

То, что девелопмент в жилой сфере при всех сложностях сегодняшней ситуации остается привлекательным видом бизнеса, констатировала Екатерина Храмова заместитель председателя Москомстроинвеста, приведя свежие данные. За прошедшие месяцы текущего года в Москве введено порядка 4 млн кв. м недвижимости, около половины из которых — жилье. В 2015 г. на заседаниях ГЗК под руководством мэра Москвы Сергея Собянина одобрено строительство 37,3 млн кв. м различной недвижимости, из них примерно половина — порядка 17 млн кв. м — жилая. В 2016 г. планируется ввод 9 млн кв. м, из которых жилья — более 3,5 млн кв. м.

При этом город проводит политику сбалансированной застройки. Проекты должны включать не только жилье, но и сады, школы, приличные дороги, досуговые учреждения. Отношение к этому у застройщиков неоднозначное. С одной стороны, это обременения. С другой, в компаниях понимают, что без сопутствующей инфраструктуры жилье не продать. Чиновница даже произнесла такую фразу: город помогает бизнесу демонстрировать социальную ответственность!

По наблюдению модератора встречи Л. Цветковой, противоречие, сложившееся на рынке, можно расценивать как вызов бизнесу: вкладываться в проект нужно больше, чем раньше (при жестких требованиях по социальным обременениям), но финансовая ситуация к этому совершенно не располагает. Как оставаться прибыльными, и в то же время выполнять требования города? Как добиваться успешности при возросшем разнообразии и качестве проектов на фоне снижения спроса?

Антон Борисенко, генеральный директор «Сити-XXI век», считает, что 2016 й год, при всех его сложностях для девелоперов, все таки проще, чем 2014 й. Есть критерии, которые выработал для себя покупатель, и на которые должен ориентироваться застройщик. Главное — это качество и сроки. Данные и о том, и другом очень просто обнаружить на форумах. Борисенко добавил, что цена на жилье будет расти, потому что высокими темпами растет стоимость стройматериалов.

Характеризуя ситуацию на примере проектов компании, Георгий Найденов, вице-президент по управлению недвижимостью Группы ПСН, признал, что успешность продаж определяется и сезонностью, и объективными параметрами. Он выделил пункты, на которые в первую очередь реагирует покупатель: локация, архитектура, особенности планировок, инфраструктура. Упомянул эксперт и такую характеристику как атмосферность. Проект должен быть городом в городе — со своим лицом и стилем. Для примера он упомянул ЖК SREDA. Застройка на месте бывшего Карачаровского лифтового завода обещает быть многоплановой с точки зрения развития социальной сферы. Фишкой проекта станут оставшиеся в наследие два заводских объекта. На их базе будет создан спортивно-образовательный кластер и модные ныне мастерские. Это еще раз подчеркивает: «социалка» может обходиться минимальным, базовым набором объектов, а может включать и спектр досуговых учреждений. Комментируя тему рентабельности проектов, Найденов уточнил, что передача помещений бывших цехов арендаторам и резидентам спортивного кластера позволит окупить вложения через пять-шесть лет. И, конечно, былые времена со 100 процентной доходностью девелопемента ушли в прошлое. Сейчас успешным можно считать проект, который позволяет компании оставаться в рынке. А прилично заработать можно только за счет снижения качества.

Комментарий Михаила Возиянова, генерального директора «ЮИТ Санкт-Петербург», президента НП РГУД, выделялся пониманием ситуации в регионах. Сегодня компания строит в восьми областях России. Неожиданный поворот: по темпам восстановления рынка впереди столицы оказался Санкт-Петербург. В городе на Неве ипотека популярнее, чем в Москве. Хотя, по мнению М. Возяинова, кредиты с господдержкой не играют той роли, которую принято им отводить. Они, скорее, продемонстрировали интерес к теме со стороны государства, поддержавшего институт кредитования. В регионах возводят много комплексных проектов. И даже при невысоких ценах и низкой платежеспособности невыгодными для застройщика их считать не стоит. Власти субъектов Федерации активно возводят социальные объекты, что, конечно, облегчает бизнесу его финансовые задачи. В общей стоимости квадратного метра примерно 10 тыс. руб. — это участие властей в возведении школ, детских садов и пр.

Вполне оптимистичной была оценка ситуации со стороны Сберегательного банка РФ, его подразделения Sberbank CIB, который занимается преимущественно крупными девелоперскими проектами. Об этом рассказала Наталья Шемановская, управляющий директор, начальник управления по работе с клиентами строительной отрасли и девелопмента департамента клиентского менеджмента Sberbank CIB. В связи с изменившимися условиями в экономике банку пришлось не упростить, а ужесточить

Теги: эксклюзив Конференция   30.09.2016
Обсудить на форуме

Отмена